09:11
400-лет со дня рождения протопопа Аввакума

МКУ МЦБ Макушинского района предлагает вашему вниманию статью, посвящённую житию Протопопа Аввакума, которому в этом году исполняется 400 лет. Предлагаем вам прочесть  о жизни этого удивительного человека, и узнать много интересного из его жизни. К юбилею Протопопа Аввакума приурочены и онлайн-тесты, которые мы предложим вам позднее, где каждому участнику будут вручены электронные сертификаты.

Аввакум Петров, протопоп, известный расколоучитель, самая яркая фигура русского Возрождения. Ему пришлось жить в «бунташном» 17 веке - время раскола, народных волнений, колонизации Сибири.

Родился Аввакум 2 декабря 1620 года в семье приходского священника в Нижегородской губернии. Отец его, священник Петр, гораздо более ревностно «прилежаще пития хмельного», чем церковной службе. Воспитанием детей занималась мать. Марья, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под её влиянием в Аввакуме с юных лет замечается известное аскетическое настроение; ей он обязан до некоторой степени и своею книжностью.

Вскоре после смерти отца, по настоянию матушки Марии 17-летний Аввакум женился на Анастасии, бедной осиротевшей четырнадцатилетней дочери кузнеца. Она стала помощницей мужа во всех его начинаниях, а тот был предан ей до конца дней.

Женившись на Настасье Марковне, Аввакум на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него.

В 1651 году Аввакум оказался в Москве, где вступил в Кружок ревнителей благочестия. Члены кружка, среди которых был и царь Алексей Михайлович, стремились реформировать церковную и светскую жизнь России на основе строгого следования церковным уставам. Но вскоре после того, как Никон в 1652 году стал патриархом, кружок распался. Однако противостояние между Никоном и протопопом Аввакумом сложилось не потому, что Аввакум был принципиально против церковных реформ, как думают многие, а потому, что Аввакум выступал за исправление церковных книг на основе древнерусских православных рукописей.

Никон же полагался на итальянские перепечатки греческих богослужебных книг, которые, с точки зрения ревнителя «древнего благочестия», не были авторитетны и имели искажения. Аввакум активно и открыто выступал против позиции Никона и даже писал об этом в челобитной Алексею Михайловичу.

В Москве он пробыл до 1652 года. Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и снова пришлось ему спасаться в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, который вскоре расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева. В 1653 году выходит первая новоисправленная книга, и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина.

8 сентября 1664 года знаменитый русский старообрядец протопоп Аввакум (1620–1682) был сослан царем в Пустоозёрский монастырь. Личность Аввакума известна в первую очередь благодаря его противостоянию церковным реформам патриарха Никона (1650–1660-е годы), приведшим к расколу Русской православной церкви. Но, увидев, что и без Никона «зима еретическая на дворе», снова «заворчал», требуя восстановить «старое благочестие». В ответ на это последовали новые гонения – ссылка в Мезень, расстрижение, заключение в монастырь. В 1667 г. Аввакума и его сподвижников – Епифания, Федора и Лазаря ссылают на север, в Пустозерск, где они томятся в земляной тюрьме.

В Пустозерске, в заключении, Аввакум между 1669 и 1675гг. пишет своё «Житие». Написать «Житие» Аввакума «понудил» его духовный отец и соузник по пустозерской ссылке – инок Епифаний.

Аввакум никогда не менял своих убеждений. По духу и темпераменту он был борцом, обличителем. Эти качества он проявлял на всем многотрудном жизненном пути.

Главным делом своей жизни Аввакум почитал борьбу с реформами Никона, и поэтому большая часть «Жития» посвящена именно этому периоду гонений.

В 1681 году он написал и отправил царю Федору послание. В недобрый час пришла Аввакуму мысль написать это послание. При московском дворе мало уже осталось тех его доброжелателей, которые так долго отводили от него конечную беду, да и те, которые были еще пощажены временем, или уже совсем одряхлели, или потеряли свой вес и значение со вступление на престол молодого царя. При таких условиях осужденный собором старик раскольник, выступавший с резким осуждением как церковной реформы, так и всякого общения с иноземцами, решавшийся поносить память покойного царя, не мог рассчитывать ни на помилование, ни на сожаление. “За великия на царский дом хулы” приказано было сжечь и Аваакума и его товарищей по заключению. 14 апреля 1682 года казнь эта совершилась и жизнь, представлявшая собою почти непрерывный ряд страданий и мучений, закончилась на костре.

Память об Аввакуме жива

Жители села, где жил Аввакум гордятся, что один из архитектурных памятников Нижегородской области находится в Григорове. 5 июня 1991 года на самом высоком холме, в центре села был открыт памятник выдающемуся земляку. Автор памятника - Вячеслав Клыков. Он заложил капсулу с землёй, привезённой из Пустозёрска, с места предполагаемой смерти Аввакума.

В фойе Дома культуры села висит огромная картина ленинградского художника А.Мальцева «Аввакум в Сибири». На ней изображена семья протопопа среди ледников. Чувствуется стужа, ощущаются невыносимые условия, в которых находится Аввакум с женой и детьми. Но как смел и твёрд взгляд этого непреклонного человека!

В краеведческом центре находится большая чеканка с изображением Аввакума. Автор этой чеканки ленинградец Н.Лукин.

 

Просмотров: 307 | Добавил: biblioteka | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0